Мультфильмы для детей: каково их влияние

Мультфильмы, как и другие культурные продукты, настраивают восприятие детей, способствуют формированию картины мира, прививают им определённые общественные ценности, нормы, установки, программы, модели поведения, и прочее. В чём-то развивают, а в чём-то нет, так как могут являться лишь отпечатком того, что человечество повелось считать правильным, но не желает меняться, хотя многое уже переосмыслено, но остаётся прежним в продуктах для массового потребителя.

Например, пересмотрев некоторые мультфильмы, что я смотрел в детстве, плюс посмотрев в разное время некоторые новые мультфильмы для детей и подростков, я заметил в них множество программ поведения, которые общество считает нормой, но которые не всегда разумны. Собственно, отчасти всё это рассматривает человековедение как психология, основанная на оккультных знаниях и опыте, так как обычная психология зачастую считает эти программы и механизмы нормой. Взять то же ЧСВ (чувство собственной важности). Многие персонажи из мультфильмов пытаются проявить свою крутость и доказать другим, что они очень крутые. Общественные психологи скажут, что это хорошо для здоровой самооценки, хотя это неадекватный механизм, который ослабляет человека, и превращает его жизнь в постоянное доказывание себе и другим, что он/она чего-то стоят. Страдания, невроз, ложное ощущение самости, и прочие деструктивные последствия для человека.

Постоянно в мультфильмах прослеживается деление персонажей на «хороших/добрых» и «плохих/злых». И они ведут борьбу друг с другом. Очевидное насаждение бинарного и оценочного восприятия при том, что добро/зло это философская абстракция. Нет ничего доброго и злого в мире — всё это оценки и интерпретации субъекта. Один человек может воспринять нечто как хорошее, другой — тоже самое как нечто плохое. Это прописные истины, но кто-то даже будучи в возрасте этого не понимает, думая, что раз уж есть приятные для него/неё поступки, красивые бабочки, мурлыкающие котики, тепло и забота, то значит есть «свет», «добро». И наоборот. Так и формируется в детях, и зачем-то поддерживается человечеством дуалистическая картина мира, имеющая корни в некоторых религиях. Вот и первые искажения картины мира, восприятия и понимания у ребёнка, который будет делить мир на добро и зло, а свои субъективные оценки пользы и вреда будет считать универсальными. Пока не поймёт, что всё это определяет он сам (если это случится).

Здесь же и культивирование смысла жизни в противоборстве чему-то или кому-то, что потом может привести к усваиванию ребёнком культа войны или борьбы ради борьбы (предлог всегда найдётся). Всё это в будущем может закрыть его от реальности. Есть враг, и можно с ним бороться. Замечательно. Жизнь удалась. Мы — «воины света», а они «бесы». В пропаганде подобное используется почти везде: хотя это уже не мультфильм, а «взрослая» жизнь.

Далее. Если сюжет мультфильма воспринимать осознанно, то часто это какая-то суета, разборка, переполох. И на этом удерживается внимание ребёнка, который потом суматоху социального мира будет воспринимать как норму или как приключения (но обычно ни к чему не ведущие, кроме впечатлений ради впечатлений). В итоге состояние «полусна» в мире людских игр человек воспринимает как должное, и неосознанность становится спутником его или её жизни. Этому могут способствовать и ряд других факторов, необязательно мультфильмы играют важную роль, но суть в том, что разные воздействия со всех сторон как кусочки мозаики формируют глупость и зомбированность людей. И уже не разобраться точно, что именно и на кого в большей степени повлияло.

В общем, каждый мультфильм (или любой другой культурный продукт) можно анализировать самостоятельно, если наблюдать за происходящим с осознанностью и знаниями в области оккультного человековедения, психологии, социологии, et cetera. Я привёл лишь некоторые моменты по памяти. Их, естественно, гораздо больше, и новые программы уже находят отражение в массовой культуре, чтобы ребёнок с детства их усваивал. Поэтому, что касается «начинки» — всё это можно заметить. Жаль только, что родители никак не фильтруют то, что воспринимают их дети. Либо фильтруют, но исходя из своих представлений, которые нередко искажены. А в будущем далеко не каждый человек займётся пересмотром своего внутреннего содержания, так и оставшись носителем того, что ему/ей внушили (специально или нет).

Менее очевидная тема — привыкание к этому причудливому миру, которое происходит в том числе благодаря мультфильмам и другим визуальным творениям. Пока внимание ребёнка удерживается на действиях героев, всё остальное — космос, земная природа, животные, насекомые (если их показывают) усваиваются как нечто само собой разумеющееся. Пока ребёнок следит за движениями весёлых и находчивых персонажей, он привыкает к миру, который показывается на фоне. Естественно, всё это сочетается с привыканием к земной действительности напрямую. Но представьте, если бы люди существовали в большом котле, расположенном непонятно где, а вокруг плясали бы постоянно меняющие форму демоны. В мультиках бы показывали острый сюжет, борьбу или развлечения персонажей, а фоном был бы этот котёл с летающими вокруг голодными сущностями, которых стоило бы воспринимать как норму. Вот и человек вырастает уже привыкшим к тому, что его окружает, хотя всё это как минимум странный мир, непонятный до конца, чем-то пугающий и непредсказуемый. И относиться к нему явно не стоит так определённо, как это формируется в людях с детства. Реальность может оборачиваться иной, и в таком виде привычные её описания, что она «вот такая и никакая другая» рассыпаются в пыль.

Кроме этого, в мультфильмах ребёнок видит животных, пресмыкающихся, насекомых, рыб и прочих существ антропоморфными. Что тоже позволяет ему привыкнуть к ним, и не бояться их, так как они наделены человеческими чертами. Скрытое «послание» большинства мультфильмов и других визуальных творений для детей могло бы звучать так: «мы двуногие, пятипалые, парнокопытные, чешуйчатые, живородящие, с пятачками и хвостами, мы странные, невообразимые, разнообразные, мы — хаос биологических форм, но не пугайся нас, привыкни к нам, и существуй вместе с нами в этом абсурдно-сумбурном, цветуще-гниющем, живо-смертельном мире».

В мультфильмах также встречаются персонажи, которых не существует на Земле. Люди изображают разных неведомых существ, чтобы на их фоне люди и другие земные существа казались не такими странными. Якобы инопланетные, неизвестные монстры — вот кто причудлив (а не земные создания), потому что у них, например, три глаза вместо двух или по три пальца вместо пяти. Но и неведомые монстры тоже воспринимаются как норма, потому что обладают людскими чертами. Неважно, какие они, какова их судьба, что за мироздание их окружает — главное, что они клёвые и крутые, и «нужно» быть как они.

Подводя итог, можно сказать, что с одной стороны — мультфильмы влияют на психологическую адаптацию ребёнка к миру: меньше страха, больше чувства безопасности. В детском возрасте человек не готов воспринимать и понимать больше. А с другой стороны — общественное программирование и во взрослом возрасте будет способствовать тому, чтобы индивид ничего больше не воспринимал и не осознавал. То есть у человека с детства сформируется устойчивое восприятие мира, обусловленное всевозможными воздействиями, которые помогут выстроить в его сознании картину мира. Ему или ей не с чем будет сравнивать, так как их взгляд на мир всегда будет единообразным, зависящим от главенствующих описаний. Можно сказать, что это неосознанное и зашоренное состояние, так как при выходе за пределы нормы восприятия, сразу же видно, в каких иллюзиях и заблуждениях находился сам вышедший и находятся другие люди, какими неадекватными программами, стереотипами и установками многие обусловлены, какие психологические механизмы ими управляют, и многое другое. Выход за пределы устойчивого восприятия, которое зиждется на договоре между людьми придерживаться сформировавшихся описаний реальности, позволяет видеть шире, воспринимать, понимать и осознавать больше, чем это было доступно ранее.

Всё совсем не так однозначно, как это диктует привычная модель действительности. Есть и то, что человек не видит в виду его ограниченной картины мира, искажённой чисто людскими решениями интерпретировать реальность в психологически выгодном для себя свете. А как только человек каким-то образом заглядывает за пределы привычного мировосприятия, то зачастую он сам бежит к психиатру, потому что всё, что выходит за пределы его «мультика», через который он привык воспринимать мир, он уже не в силах выдержать. Мир предстаёт не таким, каким он его себе представлял, накатывает безумие, депрессия, ужас. И это рассматривается как отклонение, которое психиатры стремятся выровнять обратно. Хотя это совсем не болезнь. Болезнь начинается тогда, когда человек больше не контролирует свои состояния. Речь не об этом. Любое сильное отклонение от «мультика» в голове приводит человека в замешательство и затруднению жить дальше в обрисованном людьми образе. Исключения бывают только в том случае, если человек осознанно к этому шёл и готовился, и поэтому осознанно гуляет на границе безумия, получая новый опыт.

Многие метафизические идеи, к слову, воспринимаются людьми именно на уровне детских представлений. И люди считают, что встретившись лицом к лицу с чем-то потусторонним (относительно их модели мира) — они останутся в прежней психологической форме, только получат силу, опыт, знания, и будут такими же людьми, как и были, только круче. Это не так. Прежними они уже не будут. Ужас или сильное потрясение испытают, как минимум, а как максимум — реальное безумие, психбольница, медикаментозное возвращение к «жизни», или смерть. Метафизические явления не находятся в поле человеческого (тем более, такого зомбированно человеческого). Но люди играются с этим в религиозные игры, воспринимая это крайне инфантильно и наивно. В то время как реальное столкновение с неведомыми феноменами может создать тяжёлое психическое напряжение, выход в непривычную реальность, в которой обычный запрограммированный человек пребывать не умеет. Что и разрушит его напрочь.

Возвращаясь к мультфильмам для детей, есть в них ещё одна черта: благообразие. Люди создают и показывают жизнерадостных, весёлых, добрых и отзывчивых персонажей, и «добро» почти всегда побеждает «зло». Всё очень радужно, хорошо, благоприятно. Что не совсем сходится с реальным миром. И часто это приводит детей к разочарованию, стрессу, потрясениям и психологическим травмам, когда они встречают мир суровым, жестоким, сложным, несправедливым, в чём-то отвратительным и страшным местом. Ко всему этому постепенной адаптации обычно нет. Есть ли тогда смысл настолько сильно обманывать детей, рисуя им чрезмерно благоприятные иллюзии? Да ещё и заставляя их верить в то, что в реальности существуют выдуманные взрослыми сущности. А потом говорить им правду, что их нет. Или заменять их религиозными идеями. Зачем оно такое, иллюзорное детство, если многие дети теряют часть своей жизненной силы, расставаясь с ним.

ArchGenius [2012/2017/2020]