Воровство как следствие политической слабости

Есть у некоторых людей на постсоветском пространстве одна неизбывная особенность — воровать у государства (да и у частных компаний) всё, что «неровно лежит». Вероятно, такое встречается и в других странах тоже, но не берусь об этом судить. При этом, понятие «воровать» обычно не используется теми, кто ворует. Для близких такое действие трактуется как «забрал», «взял», несмотря на то, что это чужое. Для прочих придумываются легенды, чтобы не испытывать никаких угрызений, и ничего не пояснять.

Правильно это или нет — вопрос этики. Меня интересует не это. Хотя странно, что, например, религиозные люди (в особенности) делают это повсеместно, и сами себя оправдывают. Понять подобный вид воровства можно. Если государство построено на угнетении и человек постоянно ощущает недостаток, то он пытается компенсировать это таким вот образом. Втихаря ухватить хоть что-то, даже не совсем нужное. Впрочем, некоторые богатые люди тоже не откажутся подгрести себе что-то, пока никто не видит, так как им всегда мало. Но и насильника, или убийцу тоже можно понять. Всех можно понять. А принимать такое, или нет — выбор каждого. Можно начать воровать у государства, и скатиться до воровства у обеспеченных людей. Оправдание может быть таким же: «у них не убудет».

А интересует меня в этом всём вот что: аполитичность и внешнее соглашательство с властью у тех, кто пытается всё растащить и продать. Если их так угнетает их материальное положение, то почему бы не начать бороться за то, чтобы жилось лучше? Вместо этого — политическое безволие, смирение до тех пор, пока уже совсем не прижмут, и даже поддержка власти из страха сохранения хотя бы того, что уже есть. А в повседневности — продолжают воровать, если удаётся, из чувства озлобленности и мести за нищенское существование. Странное поведение. Ведь и нажиться таким образом не получается. И государственный беспредел продолжает угнетать. Потому что «наверху» тоже воруют, ибо «сильны», но в значении вседозволенности и наглости.

ArchGenius [2021]