Чувство собственной важности, указывающее путь

Чувство собственной важности многолико. Оно является одним из самых основных психологических механизмов человека, которое связано с эго (суперэго, альтер эго), с умом, с эмоциями, с представлениями о себе, своей истории, с образом своего социального «я», с оценочностью (самооценкой), с отражением себя в обществе (личностью), с фантазиями, с восприятием (оно его определяет), и многими другими составляющими человека. Оно проявляется у всех (за исключением, наверное, пробуждённых мастеров), но в разной степени. И это не просто гордыня, тщеславие, это куда более изощрённый механизм, влияющий на работу многих других программ поведения человека. Как следствие — отбирающий много сил.

Человек приучается считать себя важным (уникальным, ценным, полезным, так далее). И социум ему в этом изрядно помогает. Даже те люди, что знакомы с психологией или оккультными изысканиями, не всегда могут и не всегда хотят осознавать в себе работу ЧСВ. А на уровне обычных общественных психологов — это вообще не вопрос и не проблема. Так вообще-то живёт всё человечество. Общечеловеческий антропоцентризм не разлучен с ЧСВ.

Обратная сторона этого механизма заключается в том, что человек страдает, если чувствует себя ничтожеством, ненужным, бесполезным, так далее (вплоть до суицида), либо начинает вписываться в роль «антигероя», и доказывать другим свою паршивость. Даже убийца может мнить из себя какого-нибудь «ангела смерти», а не простого смертного. Так что ЧСВ имеет как «положительные» (относительно оценок социума и самого себя), так и «отрицательные» стороны поведения. Как две стороны одной медали.

Но и в случае, если человек успешно создал образ себя и своей значимости в социуме и удачно его подкрепляет, то всё равно человек много страдает, потому что у него уходит много сил на то, чтобы окружающие признавали его значимость, нужность, продвинутость. Он расходует свои ресурсы в конкурентной борьбе за статусы собственной важности. Он или она изнемогает в ожиданиях вознаграждений. Заботится о своём имидже. Влияет на мнение людей о себе. Защищается от критики и просто тупых наездов. Испытывает весь набор негативных эмоций, которые напрямую связаны с ЧСВ: зависть, ревность, гнев, обида, страх, вина, жалость к себе, и прочее. Недалеко и до психических заболеваний.

Кто-то, вообще, если теряет свой важный пост или статус в обществе, решает сразу же себя убить, так как буквально не видит свою жизнь другой, считая своё эго собой. Сначала человек может работать в направлении того, чтобы его образ себя признали, а потом сам же поверит в этот образ, и окружение будет удерживать его в этой форме, как в тюрьме. Со всеми вытекающими последствиями. Но человеку это нравится. Вернее, всё это не осознаётся, но ощущается более-менее нормально, потому что это привычно. Жёсткая структура «себя» даёт ощущение стабильного, простого и понятного «я».

Кроме того, ЧСВ указывает сознанию путь. Люди стараются выбрать ту деятельность, которая будет завязана на чувстве собственной важности. Но что бы они не выбрали, в любом случае важность они придадут и занятию, и себе, и будущему человечества, и к чему только ещё эту важность не прикрутят. Хотя, по сути, можно обходиться без неё. Но так действовать легче, хоть и энергоёмко. По-другому не получается: тогда уже думать нужно, разбираться, перенастраивать себя.

Так что люди обычно следуют за своим ЧСВ, стараясь, если получается, выбрать ту деятельность, которая будет ублажать их эго, так как будет цениться другими людьми. Без этого они редко видят для себя смысл собственного существования. Но даже если не получается снискать уважения у масс, засветиться в телевизоре или в Интернете, то и семьи или коллектива может быть достаточно: если семья или коллектив любит или ненавидит человека — для ЧСВ субъекта этого уже может быть немало для ощущения, что он существует в качестве кого-то, кто либо значим, либо вреден (важная фигура).

ЧСВ, таким образом, не позволяет человеку увидеть себя: а кто он вне общественного зеркала? Чем ему следует заниматься, если отбросить саморефлексию, уже выбранные социальные роли, мнения семьи, друзей, знакомых, общественный мэйнстрим (если человек с ним как-то считался), приоритеты эго на популярность, обилие оценок, поощрения, самоутверждения в качестве предлагаемых обществом эталонов, и прочего. Каковы его или её интересы, будь они связаны или не связаны с обществом. Главное — настоящие ли они, и насколько они искажены разными предрассудками?

Выбраны они для ощущения собственной важности, значимости, хорошести или из состояния «меня никто не понимает, я никому не нужен/не нужна» (две стороны одной медали). Что из себя представляют собственный потенциал, склонности, таланты, готовность развиваться вне зависимости от среды? Впрочем, ЧСВ будет прятаться и в индивидуализме, и в саморазвитии вопреки социальным порядкам, и в сострадании, и в чём угодно ещё. Так что работать с ним нужно аккуратно и долго. Возможно, на протяжении всей жизни. Но далеко не всем это насущно. Подавляющее большинство заточено на то, чтобы мнить из себя что-то важное.

* * *

P. S. Кто только уже не интерпретировал тему ЧСВ (не всегда корректно), но пройти мимо неё нельзя, так как она является одной из центральных тем в оккультной психологии и философии.

ArchGenius [2020]