Тошно в раю

Работа создавалась зимой 2013 года в городе Мурманске, окончательно была завершена 19 января. Несколько вечеров мы проводили на лютом холоде, но непреклонно шли к результату. Поработав минут 40, мы с подругой собирались домой, так как красить было почти невозможно — замерзали пальцы. Уличное искусство на крайнем Севере — занятие довольно экстремальное, но отсиживаться дома, в тепле, нет желания. Тяга к творчеству очень сильна.

Дабы не вымазываться в краске, мы одевали поверх одежды белые комбинезоны — хим. защиту. Думаю, со стороны мы выглядели в них очень странно и забавно. Однако домой всё равно приходили с брызгами краски на лицах. Но эти капли краски я всегда воспринимаю как то, что пронизывает серость будничных дней. Процесс создания работ дарит радость, ощущение жизни здесь и сейчас, возможность избавиться от чувства изоляции и нести в действительность то, что вынашиваешь в себе какое-то время.

Образ представляет собой мрачную кремлёвскую стену, в которой просматриваются напрочь слившиеся с ней православные купола. На образе самого Кремля мы видим крест, на куполах — пятиконечные звёзды, что ещё раз указывает на союз власти с русской православной церковью, против коего я выступаю.



Сам по себе образ вызывает у меня представление о мрачном рае современной российской действительности — некоем загоне для слабых, стадных, послушных людей, обрабатываемых догматической идеологией религии и власти. По крайней мере, именно такого смиренного, кроткого, угнетённого состояния общества, по моему убеждению, добивается РПЦ в союзе с авторитарной властью. Задумываясь о мотивировках власти, в голову приходит мысль о том, что они руководствуются некими «благими намерениями» и правда считают, что, навязав православную идеологию — общество воспрянет духом. Именно поэтому в слогане работы присутствует слово «рай». Вполне возможно, что многим религиозным людям нравится такой создаваемый «рай», но мне, как человеку, прошедшему через навязанное в детстве христианство, их не понять.



Слоган «Тошно в раю» самопроизвольно проявился на поверхности моего сознания, как реакция на клерикализацию страны — в моём восприятии это создание серого, полного различных табу, рая, где будет подавляться свободомыслие в разных своих ипостасях, если учитывать историю православной религии. Слоган, однако, принадлежит не мне, и, вполне возможно, что такая характеристика возникла ассоциативно с песней Гражданской Обороны — «Новый день». Впоследствии, когда фото данной работы было опубликовано в различных социальных сетях, блогах, на сайтах, многие люди цитировали текст этой песни, прикрепляли аудиозапись, связывали смысл работы с этой песней. Первоначально, это не было иллюстрацией к песне, но когда я переслушал её сам, то понял, что она очень соответствует моему тогдашнему настроению: «Всё бы ничего, да только что-то уж слишком, слишком всё хуёво. Тесно в раю, грязно в раю, душно в раю, тошно в раю».



Сейчас мы наблюдаем повсеместные нарушения принципов светскости государства гарантированной нам 14 статьёй Конституции РФ, мы видим, как вводятся клерикальные должности в армии, обязательные религиозные предметы в школах, как тратятся миллиарды рублей налогоплательщиков на строительство православных храмов, как суды выносят обвинительные приговоры разного рода деятелям культуры. Дума, потакая клерикалам, принимает закон «Об оскорблении чувств верующих», грозящий уголовной ответственностью всем инакомыслящим, выступающим против наступательной клерикальной пропаганды.



«Я считаю, что имею право критиковать любую религию с атеистических или сатанистских позиций. Я не ощущаю границ «дозволенного», так как в моих представлениях искусство свободно, и я хочу видеть его именно таким. Наверное, пока я реально не столкнусь с государственной машиной, — не нащупаю эту самую колючую проволоку, за которую перелезать якобы нельзя. Создавая такие работы, укрепляешься в своих позициях, ощущаешь собственную возможность стоять, не прогибаться, не бояться искусственных инструментов борьбы против свободомыслия. Каждая новая акция — это, безусловно, борьба с внутренним страхом, и, постепенно увеличивая градус радикализма, этот страх отступает всё дальше». Так мною была прокомментирована эта работа в журнале «Неприкосновенный Запас» в статье Алека Д. Эпштейна и Дмитрия Поротикова «Гвозди в гроб: есть ли перспективы у арт-активизма в России?».

ArchGenius [2013]