Личность-функция

Социальное воспитание, обучение, программирование направлено на создание из человека личности-функции. Личность-функция — это выдрессированный обществом человек, который знает «себя» только как личность, завязанную на социальной работе. В основном, только за это индивид себя и ценит. Личность-функция полностью отождествлена со своей социальной ролью, и эта роль полностью вытесняет индивидуальное, подлинное начало в человеке, если таковое вообще было хоть мало-мальски проявлено. Человек идентифицирует себя именно как социально-значимую личность, и больше никак.

Светские мертвецы

В сфере человеческой яви существуют сформировавшиеся прослойки общества, которые внутри общего искусственного мира придумывают и создают свои ограниченные искусственные течения, пространства, игры, в которых только и предпочитают существовать. Как матрёшка в матрёшке, как гроб в гробу. Это хорошо заметно на такой группе людей, как селебритиз [celebrities] и псевдоселебритиз. Особенно в российской социальной жизни. Селебритиз определяют как «знаменитостей, известных преимущественно благодаря упоминаниям в светской хронике и жёлтой прессе, а не за счёт своей профессиональной деятельности». Среди них, конечно, есть достойные и талантливые люди, поэтому больше интереса представляют псевдоселебритиз, которые за счёт денег, статуса родителей, приглашений на телевидение, ориентированности на глупых людей, потребляющих полную безвкусицу и бредятину, пробились в разные медиапространства, и начали работать на всеядную низкоинтеллектуальную часть общества.

Памятование о смерти

На определённом этапе практика памятования о смерти в повседневности становится немного наскучившей приторной идеей, почти не имеющей силы. В этом случае, если вокруг вас не умирают близкие люди, и вы почти не бываете на кладбище — стоит посетить это место, чтобы обновить ощущения. Памятовать о смерти на кладбище, особенно на мрачном российском, это не то, что памятовать об этом в обыденности. Осознание становится намного глубже и сильнее.

Социальные вместилища

После рождения ребёнок, если не попадает в мусорный контейнер, то попадает к родителям или воспитателям. С этого момента начинается его обучение и воспитание. Потом он отправляется (или, за редкими исключениями, не отправляется) в детский сад, а затем и в школу. После школы люди обычно идут получать высшее образование, хотя многие могли бы выбрать самообразование. Иногда это может оказаться в разы полезнее. И вот, человеку, кроме как на работу (хотя работать он может и дома), больше не нужно регулярно ходить ни в какие социальные учреждения, куда его без его воли отправляли родители или опекуны. После этих долгих лет взаимодействия с обществом, сознание человека погружается в сугубо людскую действительность, в явь. Он становится членом человеческого общества, и всё его осознание ограничивается некоторой долей той части мира, которую люди описали и изучили насколько могли.

Подлинный ответ

Многим людям, особенно творческим, нужно себя периодически выражать. Иначе невозможно быть. Но часто происходит так, что, даже испытывая подобные желания в самовыражении, люди себя сдерживают и ограничивают. Далеко не все свободно могут передавать свои чувства, переживания, осознания, мысли. Психологические механизмы и программы подавляют подобные творческие импульсы. Вместо того чтобы здесь и сейчас воплотить то, что они чувствуют, что по-настоящему их волнует, вместо того, чтобы найти этому образ, придать этому форму — люди ощущают множество преград, рассеивающих данный порыв.

Осознание данности

Элементарное и необходимое исследование — осознать своё реальное положение, рассмотреть свою текущую жизнь со всем тем, что она на данный момент в себе содержит, и себя в том виде, в каком пребываешь, как данность. На первый взгляд, это кажется простым постижением, но если углубиться в процесс, то выяснится, что во многом представления о себе и своей ситуации жизни — иллюзорны.

Жить, отбросив маету

Вполне возможно, что всегда будет появляться то, что будет мешать жить. Будь то психологические, социальные или психофизиологические проблемы. Ждать, когда они разрешатся, откладывая жизнь на потом, в абстрактное будущее — смысла нет. Решаешь одну проблему — тут же появляется другая, или целый ряд новых хлопот.

Человековедение: заметки на полях (2)

• Большое количество людей обретают смысл жизни лишь тогда, когда сами для себя находят дополнительные относительно общепринятых правила, предписания, заповеди, запреты, нормы, мораль, и так далее. Отчасти поэтому так популярны различные идеологии, субкультуры, учения, религии. Человеку нужны своего рода «костыли», чтобы на что-то опираться в своей жизни. А ещё «лучше» — поводырь, в качестве которого выступают разного рода учителя, идеологи, политики, священники и прочие люди, создающие рамки для сознания своих последователей. Если в жизни подобных искателей не будет дополнительных искусственных ограничений, базирующихся пусть даже на откровенной ереси — они перестанут ощущать так называемую «уникальность» своей судьбы, пролегающей средь лабиринта этих воздвигнутых стен.

К свободному волеизъявлению

Думаю, многие люди невольно наблюдали во время поездки в троллейбусе или автобусе за автоматизмом поведения кондукторов. «Так, на задней площадке все оплатили?», «проходим, проходим по салону, впереди есть свободные места». Или «оплачиваем проезд, предъявляем проездные, документы». И так далее, в том же духе. Предположу, что многим приходила в голову мысль о том, что кондуктор, по ощущениям — словно живой мертвец или киборг, потому что действует механически, зациклено повторяет все эти социальные заклинания на автомате и машинально раздаёт билеты в обмен на деньги. Рождается мысль, немного оправдывающее их поведение: «такова их работа». Но почему воспринимаются они всё равно, как зомби? Ответ довольно прост: они работают, не осознавая своих действий и слов. Они вжились в свою рабочую роль.

Макет оказался сильней

Картина мира — это упрощённая модель реальности. Чем ниже уровень развития человека, тем проще и понятнее ему кажется окружающий мир. Часто такой человек не мучает себя вопросами о мироздании, потому что довольствуется поверхностными знаниями о мире, религиозными объяснениями, верой, фантазийной мистикой, суевериями и так далее. Не развиваясь, человек ещё больше упрощает свою и без того простую картину мира. Таким образом, мир большинства людей — иллюзорная явь, в то время как сама реальность остаётся для них недоступной. Сама реальность сложна для человека, и вряд ли подвластна разуму. Картины мира полностью определяют жизни людей. Всё, что они делают, о чём думают — всё это обусловлено ограниченным описанием мира. Люди живут схожими по основным параметрам жизнями, хотя всегда была возможность устроить жизнь разнообразнее. Модели реальности со временем меняются, дополняются, но ничего в поведении людей кардинально не меняется, если сравнивать не сильно удалённые друг от друга периоды времени существования так называемого цивилизованного человека.